„Правило“ схимонахини Антонии. Как искупить грех аборта?
Максим Обухов, иерей, руководитель Православного медико-просветительского центра "Жизнь"
В последнее время в среде православных верующих получило хождение "Правило схимонахини Антонии" ("Вымаливание, крещение и наречение имени убиенных детей во чреве матери").
Правило, распространяемое в нескольких версиях самиздатовским методом, привлекает внимание некоторыми странностями и заблуждениями. Одной пожилой монахине привиделась или приснилась неизвестная женщина, которая дала ей совет духовного содержания, передав некое молитвенное правило. Свв отцы всегда рекомендовали крайне осторожно относиться к тому, что нам привиделось или приснилось. Этот случай еще раз подтверждает, что не следует верить различным видениям и снам.
В "правиле" предлагается окрестить давно убиенного ребенка. Но младенцы, убиенные в утробе, никак не могут быть крещены, потому что крещение совершается только над живым человеком. Поэтому распространяемые самиздатовские чинопоследования таких "крещений" не могут быть восприняты иначе, как кощунство, надругательство над Таинством Святого Крещения. В "правиле схимонахини Антонии" содержится несколько весьма спорных рекомендаций, как, например, "заплатить за крещение младенца". Что это? Индульгенция? Родители не могут заплатить за него сами? А если заплатишь и вычитаешь все, что положено, (48 раз "Отче наш…", 48 раз Иисусову молитву и др.), то "правило" обещает, что "Матерь Божия выводит убиенного младенца из ада…", как будто пребывание во аде зависит от формального исполнения правил. Но никто не может утверждать, что младенцы, убиенные во чреве, находятся в аду: этому нет подтверждения в Священном Писании. Мы не знаем точно, где они, убиенные младенцы. Если кто и нуждается в изведении из ада - то не младенцы-мученики, а их родители-убийцы, матери и отцы абортированных детей. Происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается "вымаливание младенцев". А молитва начинается со слов: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей…" То есть не меня помилуй, а чад моих, разве это не кощунство?
Весьма сомнительны рекомендации "отдать пеленку, чепчик и крестик для бедных детей". Это похоже на издевательство над бедными детьми. Бедным детям нужны продукты, лекарства, одежда, деньги, жилье, а не чепчик с одной пеленкой. Выходит слишком легкое "правило", выгодное. Разве не очевидно, что милостыня для бедных должна носить не символический, а конкретный характер?
В "правиле" есть множество других несуразностей. В частности, как можно нарекать имя младенцу, пол которого неизвестен? Но есть и более серьезные замечания. Сам по себе грех аборта настолько тяжел, что перечеркивает жизнь человека пополам – "до" и "после". Его невозможно искупить: если ты что-то украл, то можно вернуть украденное. Если нельзя вернуть, то можно совершить милостыню, превосходящую принесенный ущерб. Можно помириться с тем, с кем поругался, ленивого можно научить работать, пьяница может на всю жизнь перестать пить, и т.д., но нет такого наказания, которое соответствовало бы аборту. Если муж отправил свою жену на аборт четыре раза, то нельзя же их убить четырежды! Даже если потом родить десятерых детей, то убитого, того самого, не вернешь никогда. Поэтому епитимии, которые дают священники после аборта, носят скорее символический характер, чтобы возбудить в человеке покаянные чувства и сокрушение о содеянном. Конечно, можно потом дать жизнь множеству детей, можно отдать свою квартиру какой-нибудь многодетной семье, а самому перебраться в коммуналку; терпеливо переносить жизненные скорби, болезни и последствия абортов, но действительно покрыть этот грех не может ничто, кроме безконечного милосердия Божия при условии искреннего покаяния и совершения таинства исповеди. Но об этом-то "самиздатовское" правило не говорит ни слова: ни про исповедь, ни про покаяние. То есть налицо хула на таинство исповеди. Выходит, что покаяния, принесенного на таинстве исповеди, недостаточно, что исповедь сама по себе ущербна и требует дополнения, какого-то особого чинопоследования. Создается иллюзия: выполни, вычитай 48 раз молитву, сделай 40 поклонов, заплати, сколько потребуется, и все в порядке - грех прощен. Предлагается полная противоположность истинному покаянию – слепой и безсмысленный ритуал, который своим магизмом уводит людей от настоящего покаяния. Поскольку источник этого "откровения" – явное обольщение, то люди, которые его распространяют и выполняют, сами приобщаются к состоянию бесовской прелести со всеми вытекающими для души последствиями.
Но действительно, существует серьезная общероссийская и общецерковная проблема: в стране миллионы человек мучаются от страданий и угрызений совести о содеянном грехе. Люди готовы на что угодно, чтобы облегчить свою совесть, но нельзя примитивизировать проблему и сводить ее к формальному исполнению неких вымышленых правил. Издатели снов схимонахини Антонии могли бы лучшим способом использовать потраченные на листовки средства и напечатать, например, плакаты против абортов, но издавать подобные листки, да еще и без благословения Священноначалия – безусловно вредно. Если бы горе-издатели не устраивали самочиние, а действовали под руководством компетентных архиереев и священников, то ничего бы не случилось. Ничего нового в проблеме абортов нет, они известны с древности. Если бы была необходимость в особом правиле или чинопоследовании для детоубийц, то оно было бы составлено еще во времена св. Василия Великого. Святые отцы оставили нам достаточно упоминаний об аборте, но у них шла речь об обличении греха детоубийства и, главное, – о покаянии. Так что же делать тем, кому совесть не дает покоя? Как покаяться в грехе аборта?
Во-первых, если человека мучает совесть, значит она у него есть, это уже хорошо. Для покаяния существует исповедь, одно из семи важнейших церковных таинств. В первую очередь нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником. Епитимия, (церковное наказание для исправления человека, даваемое священником) назначается в частном порядке, но полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеет значение, возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.
Во-вторых, нужно помнить, что никакой "молитвы от аборта", автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника " Молитва жене, егда извержет младенца" относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но не к искусственному прерыванию беременности.
Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: "жена (…) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1Тим. 2:14-15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха. Пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали, а рожали.
Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями - одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.
Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идут в абортарий, делают это неосознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, могущего сказать правду, объяснить в чем дело, оказать моральную, а может быть, и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых последствиях аборта, о том, что это грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дело не только в стоимости самих пеленок, а в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков. В послании св. апостола Иакова говорится: "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:20). И еще: "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" (Притч. 24:11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, как рекомендует "правило схимонахини Антонии", а оказать конкретную, ощутимую помощь.
Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния (Мф. 3:8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.
«СОМНИТЕЛЬНЫЕ «ВЫЧИТКИ» ПОСЛЕ АБОРТОВ УВОДЯТ ЖЕНЩИН ОТ НАСТОЯЩЕГО ПОКАЯНИЯ»
Протоиерей Алексий Иродов
В наше время рядом с Церковью появляются некие люди, которые заняты вымаливанием детей, убитых в утробе, чтением разрешительных акафистов над женщинами, которые делали аборты. И большинство новоначальных, имея отношение к абортам, вовсю бегают на такие вычитки, пересказывая друг другу, что надо приносить вино с мукой, купить столько крестиков, сколько сделала абортов, и раздать их детям.
Как относиться к такому явлению? Являются ли такие «вычитки» спасительными? Об этом мы спросили у протоиерея Алексия Иродова, настоятеля храма священномученика Владимира, митрополита Киевского.
– Грех аборта, наверное, страшнее другого убийства. Он не только лишает ребенка жизни, но и возможности принять Святое Крещение, омыться от первородного греха, принять таинства исповеди и причастия. В тяжести этого греха люди не всегда дают себе отчет. Незнание своих грехов, их забвение – это от скудоумия, от нашей общей немощи. И вот проходит время, происходит переоценка жизни, и вдруг в душе человек обнаруживает то, что заставляет понимать: произошло нечто страшное. Вернуть убитого ребенка нельзя, и человек начинает страдать. Если он нецерковный, страдания остаются, мучают и заканчиваются по-разному – кто-то бежит в секту, кто-то сходит с ума, кто-то озлобляется и начинает предъявлять претензии всему миру.
Вспоминается Фрида из книги «Мастер и Маргарита», которой камеристка в течение 30-ти лет каждое утро подавала платочек, которым Фрида задушила своего ребенка. Ничто ее так страшно не мучило, как этот несчастный платочек. И вот этот «платочек» начинает появляться, и если душа человека не лукава, то, милостью Божией, он приходит в храм и там обретает возможность покаяться. Человек, будь то мужчина или женщина, получает епитимию*, исполняет ее, и на этом как бы все заканчивается. Но тяжесть на душе может остаться.
– Действительно, женщины не раз приходят с одним и тем же грехом детоубийства на исповедь, говоря: «Не могу простить себе»…
– Переживая, женщина всю жизнь живет как совершившая этот грех. Да, ей прощено, но она все равно помнит об этом. Не всегда на самой исповеди происходит полное перерождение в душе человека: вот исповедалась – и сразу переродилась. На исповедь женщина иногда приходит от страха, она даже толком не помнит, о чем говорила, потому что сердце ее часто билось и в глазах, может, было темно. А вот осмысление происшедшего должно продолжаться всю жизнь.
– Нужна ли эта тяжесть?
– Так должно быть. Человек страдает от того, что совершил грех, и выбросить его из себя, забыть и успокоиться – это было бы нечестно. Я не говорю о неправильных страданиях, в которых человек напускает на себя уныние и «мировую скорбь». Это должны быть спасительные переживания здорового нормального человека.
– Отец Алексий, в некоторых церковных лавках можно встретить «Правило схимонахини Антонии. Вымаливание, крещение и наречение имени детей, убиенных во чреве матери». Прежде всего, в правиле предлагается крестить младенца...
– Я считаю, это бессмысленный ритуал, который уводит людей от настоящего покаяния. Этот ритуал может со временем превратиться (и в умах некоторых уже превращается) в откровенную продажу душ, в оправдание абортов. Мол, делаешь аборт – ничего страшного: сбегаешь к батюшке, принесешь хлебушка, прочитаешь 40 акафистов – и всё, продолжай в том же духе.
– Может, это делается для того, чтобы женщины, еще далекие от Церкви, проходя через эту мистику, выстояв вычитки, вычитав акафисты, принося чепчики, вино, муку, становились на первую ступеньку покаяния?
– Вино и мука – это что – жертва за смерть? Где то, что должно быть с человеком после исповеди? Эти люди уже в Церкви, они должны нести свой грех внутри себя и каяться. Лукавый человеческий разум знает об этом мучении человека. Знает о том, что, страдая, человек склонен обращаться к тому, кто может освободить его от этой скорби. И вот появляется этот кто-то – и начинает совершать какие-то чины, «отпусты» непонятного происхождения над теми, кто когда-то совершал аборты. Нужно ли человеку такое последование? Если грех человека уже прощен Богом, что же еще надо делать повторно? Что же происходит на этих молебнах? Мне кажется, что человек может потерять очистительный многолетний труд своей души, искренние молитвенные воздыхания и потратить всё это на какие-то суетные корыстные действия.
– Батюшка, по-вашему мнению, нужно ли читать над женщиной, совершившей аборт, «Молитву жене егда извержет младенца»?
– Эта молитва читается только священником и только тогда, когда женщина случайно, по неведению, повредила плоду (подняла что-то тяжелое и проч.). И о 40 днях, в течение которых якобы вымаливается грех аборта, тоже речи быть не может, поскольку Церковь определяет для совершивших аборт тяжелое многолетнее наказание. Человек в течение 10 лет должен стоять на пороге храма (естественно, в таинствах он уже не участвует) и имеет право только просить входящих и выходящих молитв о себе. Если уж кто-то желает каких-то особых чинов, то давайте вернемся к этой практике. Естественно, это наказание тяжелое, но, видя возле церкви стоящих, которые бы несли такую епитимию, тысячи человек остановились бы перед совершением аборта. Вот на что следовало бы обратить внимание. Большее милосердие к совершившим этот грех может провоцировать других кажущейся безнаказанностью.
– Мы говорим сейчас о женщинах, но мужчина тоже причастен к греху аборта. Мужчины часто приходят на исповедь с таким грехом?
– Нечасто, но приходят. Это уже свойство души человека. Да и в народе говорят: «На козаку нема знаку». Но если бы женщина не захотела, этого бы не произошло. Хотя, если бы общество не подталкивало, если бы мужчина не настаивал, этого тоже, может, не было бы. Грех всегда делится между теми, кто виноват.
– А как же врачи-гинекологи? Ведь это их работа. Вам встречались врачи, которые отказались от такой практики?
– Я знаю одного врача, который сделал много абортов. И вот однажды, во время очередной «операции», санитарка сказала ему такую фразу: «Вы точно будете в аду». После этих слов он тут же бросил своё занятие и сказал – всё. Он так тяжело переживал, что даже посчитал себя недостойным исповеди, потому что в тот момент был уверен – такой большой грех нельзя прощать.
Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского убил топором старуху-процентщицу ради денег. Он мучился, признался и понес наказание. Современный «раскольников» живет по принципу: убил 3 старушки – собрал на бутылку, убил 40 нерожденных детей – получил зарплату, убил 100 человек – поехал в отпуск – и спокоен. За это придется отвечать. И лучше здесь. Бросить свое занятие, омыться через Таинства Церкви. Гинеколог, который делал такие «операции», видел, что у него в руках не что-то абстрактное – это дети, которые закончили свою жизнь из-за его действий.
В фильме «Легенда о Нараяме» есть эпизод: утро, японская деревня, вокруг болото, грязь, свиньи бегают и в луже валяется младенец с разбитой головой. Убили, потому что мальчик родился, девочку ведь можно продать выгодно. А мальчик зачем нужен? Так и у нас – утро, город, красивое здание больницы, куда люди спокойно проходят и совершают убийство.
– Куда деваются души таких детей?
– Я не знаю. Вот умрем и увидим, Господь всё покажет. А пока всё это праздные разговоры. Я верю, эти дети – Его, они с Ним.
– А что делать женщинам, кроме как быть в ограде Церкви, как этот грех успокоить в себе?
– Человек должен смириться, понести тяжесть своего покаяния и знать: да, я недостойный человек, я совершил грех, я виновен. Главное – оставайтесь людьми. Совершив грех, человек должен подняться и идти, и пусть покаяние принесет достойные плоды в каждый день его жизни. Пусть Господь, Который искупил этот грех на Кресте, встретит вас не суетными и откупающимися. Вы что, перестанете страдать? Нет, не перестанете. Согрешили – будьте добры, живите. Принесите жертву Богу по-другому – приведите в Церковь вашу семью, не разрушайте то, что у вас еще осталось, не «бегайте по старцам». Живите дальше людьми. И делайте все, чтобы отвращать других от этого греха.
Протоиерей Алексий Иродов родился 7 января 1972 года в городе Виннице. Закончил Киевскую духовную семинарию и академию, с 1997 года служит священником в Винницкой епархии. Настоятель храма священномученика Владимира, митрополита Киевского, строящегося возле детской городской поликлиники №2 на том месте, где до 60-х годов ХХ столетия стояла церковь Вознесенского кладбища. Богослужения проводит в старинном храме Димитрия Солунского, оригинальные стройматериалы которого обнаружил в одном из сел Немировского района и теперь старается восстановить его в первоначальном виде. Настоятель храма в честь св. Алексия, человека Божия в Винницкой тюрьме №1 для заключенных. Этот храм также устроен руками батюшки. Руководитель Исторического отдела Винницкой епархии. Провел большую работу по созданию архивной базы данных о священниках, служивших на территории епархии в советский период. Автор книги об архиепископе Винницком и Брацлавском Симоне (Ивановском; 1888-1966), изданной в 2006 году. Организатор редакторского коллектива газеты «Одигитрия», автор цикла статей о подольских архипастырях, соавтор материалов о винницких новомучениках. Многолетний участник Рождественских чтений в Москве. Вместе с матушкой Натальей воспитывает троих дочерей – Елизавету, Александру и Марию